Лучшие игры 2010-го года! Лучшая приключенческая игра: Heavy Rain
Номинанты: Амнезия. Призрак прошлого, Epic Mickey, Monkey Island 2 SE: LeChuck’s Revenge, Sam & Max: The Devil’s Playhouse
Вторая — и заметно более удачная — попытка новатора от геймдизайна Дэвида Кейджа освоить жанр «интерактивной драмы» (первой была в чем-то блестящая, но, к сожалению, недоделанная Fahrenheit). Оригинально поданное повествование действительно погружает игрока в эмоциональную сферу героев этого нуар-триллера заметно глубже, чем обычно бывает в видеоиграх. Убедительная игра актеров, мрачная атмосфера и впечатляющая техническая реализация — местами Heavy Rain нешуточно берет за душу. С кинематографической точки зрения здесь, конечно, есть к чему придраться. Заметно, что сценарий во многом писался под игровые задачи, да и вообще полуэкспериментальная природа проекта дает себя знать. И все же Heavy Rain — это заметное событие в мире геймдизайна и серьезный шаг на пути к большей психологической достоверности видеоигр.
Лучшая спортивная игра: FIFA 11
Номинанты: NBA 2K11, NHL 11, Pro Evolution Soccer 2011, Skate 3
К спортивным симуляторам подход особый. В иных жанрах разработчики могут позволить себе весьма смелые концепции — выдумывай, кто во что горазд. Здесь же всегда есть реальный прототип — изволь его симулировать, и чем подробнее, тем лучше. Никто из представленных номинантов на качество технической реализации и количество игровых возможностей не жалуется, но, не скроем, популярность футбола как такового сильно повлияла на выбор победителя. В прошлом году мы отдали предпочтение серии PES, а в этом году FIFA справилась лучше. Отдельно хочется отметить «аутсайдера» Skate 3: здесь авторам прекрасно удалось передать на экране это довольно экстремальное фристайл-веселье, не опираясь на специальные дорогостоящие контроллеры (без доски, короче). Среди прочих видов спорта они выступили удачнее всех.
Лучший файтинг: UFC Undisputed 2010
Номинанты: EA Sports MMA, Naruto Shippuden: Ultimate Ninja Storm 2, Super Street Fighter IV, WWE SmackDown vs. Raw 2011
Строго говоря, наш победитель находится на стыке серьезных спортивных симуляторов и файтингов в традиционном смысле слова (вроде Super Street Fighter IV или Ultimate Ninja Storm 2). Однако сама его природа — единоборства — определяет проект в данную категорию; не суть важно, придуманы эти бойцы и драки или смоделированы с реальных соревнований. Смоделированы, надо сказать, еще как! Пусть здесь нет красочных суперударов и потрясающих воображение комбо — в реалистичной игровой механике, учитывающей сложные нюансы человеческой анатомии, управлять этими хитрыми захватами, тычками и пинками, оказывается, не менее увлекательно. Прошлогодний UFC Undisputed был также неплох, но проведенная работа над ошибками заставила сиквел просто сверкать.
Лучшая MMO: Аллоды Онлайн
Номинанты: Need for Speed: World, Star Trek Online, World of Tanks, World of Warcraft: Cataclysm
Присуждать награду землякам всегда приятно, а учитывая, что отечественный игропром не сказать чтобы богат на проекты такого уровня, приятно вдвойне. «Аллоды» не только успешно показали себя на российском рынке, но и благополучно вышли за его пределы (помимо североамериканской и европейской версий игра представлена даже в Бразилии и на Филиппинах). Превосходный дизайн, ряд отличных находок вроде астральных кораблей, грамотно выстроенная механика; в целом игра сделана весьма продуманно и «культурно» (особенно после того, как некоторые сомнительные способы монетизации были благоразумно упразднены). «Аллоды» по праву называются главной российской MMO и, вполне вероятно, останутся ей надолго. [Отдельно поясним присутствие Cataclysm в списке номинантов: хотя вообще аддоны, конечно, не рассматриваются, объем контента тут уверенно тянет на полноценный проект, так что мы сделали исключение].
Лучшая ролевая игра: Fallout: New Vegas
Номинанты: Два мира II, Fable III, Final Fantasy XIII, Mass Effect 2
Да, это глючная игра на устаревшем движке — и в то же время образец того, как увлекательная история может заставить нас мириться с недостатками. Так когда-то наши предки часами сидели вокруг хорошего рассказчика, несмотря на отсутствие удобных сидений. В New Vegas сошлись каноны «старого Фолаута» и возможности «перезапущенного» Fallout 3 — авторы оригинальной дилогии все-таки сказали свое веское слово (есть, есть на свете справедливость). Кажется, это радиоактивное постапокалиптическое очарование можно растянуть еще на добрую дюжину игр — если хватит сил и воображения на такие богатые сценарии, такую прочувствованную атмосферу, таких разнообразных персонажей. Как бы там ни было, New Vegas наглядно показал, что ролевые игры старой школы — сложные по структуре и непростые в прохождении — по-прежнему актуальны и востребованы.
Лучшая гоночная игра: Need for Speed: Hot Pursuit
Номинанты: Blur, F1 2010, Gran Turismo 5, Split/Second: Velocity
Вот руль, вот дорога, вот соперник — в гоночном жанре сложно придумать что-то новое. Хотя некоторые пытаются: Blur и Split/Second достаточно хорошо показали себя на экспериментальном поприще, чтобы получить номинацию в этой категории. Правда, недостаточно хорошо, чтобы получить звание лучшей гоночной игры. Бодрее всего передать пьянящее ощущение запредельных скоростей и жесткого соперничества удалось Need for Speed: Hot Pursuit. Да, здесь мало чего принципиально нового, это почти римейк; Gran Turismo 5 реалистичнее, а F1 2010 и вовсе матерый симулятор. Но играть веселее в Hot Pursuit. Грамотно огранизованный мультиплеер, удачно сбалансированная между чрезмерной подробностью и примитивной аркадностью физическая модель, сочная графика… Тематика современных суперкаров, полицейских погонь и красочных аварий себя явно не исчерпала (если такое вообще возможно).
Лучшая стратегия: StarCraft II: Wings of Liberty
Номинанты: Civilization V, Napoleon: Total War, R.U.S.E., The Settlers 7. Право на трон
Еще один «выпускник» старой школы. StarCraft II с каким-то старообрядческим упорством проигнорировал развитие жанра за последние 12 лет и предложил игрокам все ту же конфетку, что так пришлась им по вкусу в конце 90-х. Несмотря на новый яркий фантик, рецептура этой конфетки осталась практически неизменной. Warcraft III был и то современнее. Но оказалось, что эта прошловековая формула ничуть не одряхлела — «Старик» все так же уверенно пожирает часы нашего досуга. Эффективная система подбора соперников, модные «рюшечки» (достижения и социальная интеграция), приятная одиночная кампания — вот он, старомодный бестселлер, любимчик критики. Впрочем, справедливости ради надо отметить, что остальные номинанты тоже не пошли дальше похвального, но умеренного новаторства. Разве что авторы R.U.S.E. отважились-таки на пару смелых экспериментов, но затмить монстра от Blizzard не смогли.
Лучший слэшер: Castlevania: Lords of Shadow
Номинанты: Bayonetta, Dante's Inferno, Enslaved: Odyssey to the West, God of War III
2010-й выдался особенно урожайным на слэшеры (экшены с упором на рукопашные сражения), и мы решили выделить их в отдельную категорию. Следящие за этим направлением, возможно, удивятся, почему награды не удостоился God of War III — ведь по лекалам именно этой игры, чего уж греха таить, скроен наш испано-японский лауреат. Однако это как раз тот случай, когда ученик превзошел учителя. Lords of Shadow впечатляет своей великолепной художественной и драматической постановкой, богатым сюжетом, изысканным готическим стилем и грамотно сбалансированным геймплеем. Каким-то трудно поддающимся описанию способом игра совмещает новейшие достижения гейм-дизайна с этаким ретро-флером, возвращающим к суровой реальности старых платформеров Castlevania. Это вылизанное до мельчайших деталей высокобюджетное шоу, участвовать в котором — сплошное удовольствие.
Лучший экшен: Red Dead Redemption
Номинанты: Alan Wake, Assassin's Creed: Brotherhood, Mafia II, Vanquish
Идеи вроде «GTA на Диком Западе» не валяются на поверхности и отнюдь не просты в реализации. Rockstar San Diego пошли куда дальше простого клонирования успешной игры своих коллег из Rockstar North. От своего прототипа Red Dead Redemption отличается по целому ряду параметров — зачастую в лучшую сторону. Превосходную сюжетную линию, украшенную великолепными актерскими работами, дополняет столь внушительная масса «побочных» игровых возможностей, что приходится даже преодолевать легкую растерянность — чем заняться-то? Добавим сюда вполне убедительный мультиплеер... Захватывающая дух красота, вызывающий уважение масштаб и богатая атмосфера делают Red Dead Redemption одним из лучших образцов игр с открытым миром — не только этого года, а вообще в истории.
Лучший шутер: Battlefield: Bad Company 2
Номинанты: Метро 2033, BioShock 2, Call of Duty: Black Ops, Halo: Reach
Да-да, вопреки всем ожиданиям и голосованиям, мы не считаем Call of Duty: Black Ops лучшим шутером 2010-го (хотя номинацию в этой категории он, безусловно, заслуживает). Battlefield: Bad Company 2 вышла в начале года и уже успела подзабыться. Однако богатый взрывами и разрушениями боевик шведской DICE выгодно отличается от блокбастера Treyarch менее идиотическим сценарием, сфокусированной одиночной кампанией и куда более увлекательным мультиплеером, который для шутера в конечном счете является наиважнейшим элементом. Кстати, в этом контексте очень близко к званию лучшего шутера подошла Halo: Reach, но кроссплатформенность Bad Company 2 сыграла свою роль. Совсем недавно вышедшее дополнение Battlefield: Bad Company 2 – Vietnam лишь укрепило нашу уверенность в правильности сделанного выбора.
Игра года: Mass Effect 2
Номинанты: Alan Wake, Assassin's Creed: Brotherhood, Call of Duty: Black Ops, God of War III, Halo: Reach, Heavy Rain, Need for Speed: Hot Pursuit, Red Dead Redemption, StarCraft II: Wings of Liberty
Мы снимаем шляпу перед тем мастерством, с которым сделан этот блокбастер. Пусть в своей жанровой номинации Mass Effect 2 не взял награду (Fallout: New Vegas, конечно, куда «ролевее»). Но если не принимать во внимание жанровые рамки — это проект высочайшего качества. Первоклассная художественная постановка, приличная актерская игра, крепкий сценарий, выдержанный темп, грамотно сфокусированная ролевая модель и отнюдь не для галочки прикрученная шутерная составляющая... Здесь есть все: масштаб, динамика, драматизм, глубина, разнообразие — и даже необходимый минимум оригинальности (хотя эффект новизны после первой части уже не тот).
Конкуренция, конечно, была весьма серьезная, но среди прочих достойных претендентов на звание «Игры года» Mass Effect 2 выделялся неким ощущением целостности и гармоничности — этакая «почти идеальная» игра, ни прибавить, ни убавить. Каким окажется третий Mass Effect, и не доведется ли нам и по итогам следующего года петь ему дифирамбы в этой рубрике?.. Все может быть.
По версии ПроИгры@Маил.Ру
|